Последнее обновление: 7 апреля 2017 г.
Главная страница
Новости
Наши работы
последних лет
Нанотехнологии
Климат-среда-здоровье
Города - риск
Наши публикации
Словарь терминов
Библиография
Документы
Конференции
Базы данных
Наши партнёры
Translation

 

 Новости

Наши работы последних лет >>>
Карта работ, выполненных АНОНЦ "Окружающая среда-риск-здоровье" >>>
Второй оценочный доклад Росгидромета об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации >>>

Наша публикация совместно со шведскими коллегами - лучшая статья года журнала "Epidemiology" >>>

Автономная некомерческая организация науки -Центр "Окружающая среда - Риск - Здоровье" в 2014 г. прошла процедуру сертификации >>>

Борису Александровичу Ревичу 70 лет >>>
Добавлена информация по оценке риска для города Пермь >>>
Экономические механизмы сокращения выбросов парниковых газов >>>

Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Химическое загрязнение окружающей среды и оценка риска здоровью населения

Авалиани С.Л.

В настоящее время число конкретных задач, которые необходимо решить для достижения экологической безопасности населения России, практически безгранично, а средства всегда ограничены. Следовательно, одновременное осуществление всех необходимых оздоровительных и природоохранных мероприятий невозможно. Поэтому определение и реализация стратегий и технологий, позволяющих ранжировать проблемные области и на этой основе устанавливать приоритеты экологической политики, является первостепенной задачей.

Достижение прогресса в этой области в значительной степени зависит от улучшения исходной информации, отражающей сложный, многопараметрический процесс взаимодействия в системе "окружающая среда - здоровье человека". То есть речь идет о повышении качества необходимых аналитических данных (показателей), качественно и количественно отражающих потенциальный и реальный вред здоровью от загрязнения окружающей среды. Основная задача следующего этапа заключается в необходимости трансформации и интерпретации полученной информации, чтобы она была представлена в доступном, понятном виде для лиц, ответственных за проведение оздоровительных мероприятий, и, главное, пригодна для быстрого принятия управленческих решений.

Как показывает опыт последнего десятилетия, методология оценки риска здоровью человека от воздействия факторов окружающей среды, которая является новым, относительно молодым, интенсивно развиваемым во всем мире междисциплинарным научным направлением, и внедрение которой стало осуществляться за последние годы в России, позволяет существенно восполнить этот пробел.

Использование этой методологии дает ряд ощутимых преимуществ по сравнению с традиционными для России командно-контрольными методами регулирования, основанными на сопоставлении уровней фактического загрязнения с их нормативными величинами, так как позволяет:

  • разрабатывать механизмы и стратегию различных регулирующих мер по снижению риска;
  • получить количественные характеристики потенциальной и реальной угрозы здоровью населения от загрязнения окружающей среды;
  • сравнивать и ранжировать различные по степени выраженности эффекты (заболеваемость, смертность);
  • способствовать установлению более надежных и безопасных нормативных уровней загрязнения;
  • идентифицировать в конкретных условиях наиболее опасные факторы и наиболее подверженные неблагоприятному воздействию группы населения;
  • ранжировать территории по степени риска для здоровья населения как в настоящее время, так и в перспективе;
  • показать границы вариабельности рисковых характеристик в условиях неопределенностей, связанных с ограниченностью данных и с существованием научных проблем;
  • описать и оценить остаточный риск после применения мер по его снижению;
  • идентифицировать наиболее чувствительные и ранимые субгруппы популяции;
  • выявить наиболее критические области, где снижение уровня неопределенности приведет к наиболее эффективному повышению достоверности характеристик риска и, тем самым, обеспечит наилучшие способы его снижения;
  • снизить уровень неопределенности в процессе принятия решений;
  • использовать полученные данные при принятии решений по функциональному зонированию территорий;
  • уточнять какие промышленные предприятия могут быть оставлены в городе, а какие должны быть вынесены за его пределы;
    оптимизировать систему мониторинга в городах страны.

Результаты применения методологии оценки риска на практике в различных регионах России (до 20 городов, таких как Волгоград, Новокузнецк, Пермь, Ангарск, Красноуральск, Самара, Новокуйбышевск, Великий Новгород, Воронеж, Серпухов, Москва, Клин, Череповец, Верхняя Пышма, Оренбург и др.) показали высокую перспективность этих исследований в качестве надежного инструмента, способного определять целесообразность, приоритетность и эффективность оздоровительных мероприятий.

Первые пилотные исследования с использованием методологии оценки риска в России проводились в рамках Проекта по управлению качеством окружающей среды и экономике природопользования совместно со специалистами Гарвардского института международного развития и Гарвардской школы здравоохранения и финансировались Агентством международного развития США [Б.Ларсон, С.Л.Авалиани, Б.Н.Филатов, А.А.Голуб и др., 1997].

При выполнении этих проектов решались довольно узкие задачи. В частности, целью их являлось установление возможности использования современных, принятых в мире методов количественной оценки риска для здоровья в условиях существующей в России системы мониторинга загрязнения атмосферного воздуха. Наряду с этим, на практике был реализован механизм, позволяющий обнаруживать ведущий(ие) источник(и) риска, для лиц, принимающих решения по регулированию качества окружающей среды, с целью последующей идентификации вариантов экономически эффективной стратегии снижения риска для здоровья населения.

В рамках первых работ, проведенных в городах Волгограде, Новокузнецке, Ангарске, Перми и Красноуральске, исследование было сконцентрировано на проблеме оценки риска для здоровья населения от загрязнения атмосферного воздуха выбросами только стационарных источников (промышленных предприятий). Это было связано, в первую очередь, с тем, что данные по выбросам из стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха являются наиболее доступными, благодаря существующей системе разрешений на выбросы и платы за загрязнение. Стационарные источники находятся также в фокусе внимания законодательно-нормативной системы контроля загрязнения воздуха.

После выхода совместного Постановления Главного государственного санитарного врача РФ и Главного государственного инспектора РФ по охране природы от 10.11.97 г. (№ 25 и № 19-0-11/530) "Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации" в стране стали развиваться широкие исследования с применением данной методологии. Часть из них была направлена на всестороннюю оценку риска для здоровья населения от воздействия химических веществ, содержащихся в атмосферном воздухе. В качестве примера можно привести: работы по оценке риска от загрязнения атмосферного воздуха в гг. В.Новгороде, Воронеже, ЮВАО г. Москвы и др.; исследования риска для здоровья населения от вредных химических веществ, содержащихся в отработавших газах автотранспорта, на территории г. Москвы, включающей 67 муниципальных районов с населением до 3 млн. человек [С.Л.Авалиани, К.А.Буштуева, Б.А.Ревич, О.И.Аксенова и др., 1999, 2000, 2001].

В последнее время в ряде регионов России (например, в Самарской области, гг. Москве, В.Новгороде, Серпухове, в Свердловской области) была проведена оценка многосредового риска от комплекса факторов, воздействующих на население из различных сред и разными путями [С.М.Новиков, С.Л.Авалиани, К.А.Буштуева, Б.А.Кацнельсон и др., 1999, 2000, 2001]. Проведение этих работ открывает новые возможности для оценки многосредовых воздействий и комплексного поступления химических веществ с максимальным учетом множества источников, маршрутов и путей воздействия, различных спектров возникающих эффектов. Этот более сложный интегрированный подход основан на оценке так называемого кумулятивного риска, который обусловлен накоплением токсических однонаправленных эффектов, возникающих при комбинированном и комплексном воздействии химических факторов при их одновременном поступлении из разных объектов окружающей среды [С.М.Новиков и др., 2000].

Эти проекты финансировались как Агентством международного развития США в рамках Соглашения с Институтом устойчивых сообществ (проекты РОЛЛ), так и различными российскими организациями.

Достигнутые успехи по использованию на практике методологии оценки риска позволили во многом переориентировать систему управления качеством окружающей среды в интересах охраны здоровья населения России на современные технологии "затраты-эффективность" и "затраты-выгоды". Методы управления качеством окружающей среды, базирующиеся на результатах работ по оценке риска, широко применяются в различных регионах России. Например, они стали основой для:

  • оптимизации работ территориальных Центров госсанэпиднадзора и природоохранных органов по контролю качества объектов окружающей среды;
  • выделения приоритетных загрязняющих веществ в различных средах;
  • выбора оптимальной технологии водоподготовки, обеспечивающей наименьший риск для здоровья населения;
  • снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и обоснования наиболее экономически эффективной природоохранной и профилактической деятельности в городах, где проводились такие исследования;
  • оценки результативности и эффективности имеющихся целевых программ по оздоровлению экологической обстановки в городах с целью корректировки стратегии и программ действий;
  • разработки рекомендаций по оптимизации политики природопользования на муниципальном уровне.

Особое внимание при проведении работ по оценке риска уделялось распространению информации о риске среди СМИ, общественных и неправительственных организаций и заинтересованного населения в целом.

Можно подчеркнуть, что очевидные преимущества применения данной методологии зафиксированы в Рекомендациях парламентских слушаний Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии) на тему: "Воздухоохранная деятельность: трансграничный, федеральный и региональный аспекты", которые включают следующее: "МПР РФ, Минздраву РФ с участием органов исполнительной власти субъектов РФ, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти рассмотреть вопросы об обязательности работ по оценке риска здоровью перед любым проектированием и строительством объектов, влияющих на среду обитания населения, при обосновании и составлении программ оздоровления окружающей среды" (20 ноября 2001 г.). Аналогичное решение было принято Комитетом по экологии Государственной Думы Федерального собрания РФ при обсуждении вопроса "Экологическая безопасность России" в феврале 2002 г.

Кроме того, оценка риска включена как обязательный элемент социально-гигиенического мониторинга (СГМ) с целью оптимизации системы управления качеством окружающей среды в системе СГМ. В Статье 2 "Федерального Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (№ 52 Ф от 30 марта 1999 г.) установлено, что одним из путей обеспечения этого благополучия является проведение СГМ ("Положение о социально-гигиеническом мониторинге" утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2000 г. № 426).

В целом, применение методологии оценки риска дает возможность определить приоритеты экологической политики на региональном и местном уровне, разработать механизм и стратегию действий, отдающих предпочтение регулированию тех источников загрязнения и факторов риска, которые представляют наибольшую угрозу не только состоянию здоровья населения, но и устойчивости экосистемы.

Более того, в проекте Экологической доктрины РФ подчеркивается, что "одной из основных системных технологий нашей цивилизации является технология управления риском, которая позволяет достигать такого состояния социально-экономических, экологических систем, природно-территориальных и хозяйственных комплексов, при котором мера их опасности от воздействия техногенных, природных и экологически неблагоприятных факторов, с учетом социальных, экономических и иных условий, будет минимальной".

Вместе с тем, для наиболее успешного продвижения анализа риска в качестве ведущей технологии, позволяющей осуществлять наступательную, опережающую стратегию действий при решении проблемы обеспечения экологической безопасности России, которая является составной частью более общей проблемы обеспечения национальной безопасности РФ, требуется серьезная поддержка со стороны МПР, Минздрава РФ и в целом Федерального правительства.

В последние десятилетия сложились и реализуются на практике принципы международного сотрудничества в области управления качеством окружающей среды, являющиеся общими для большинства стран мира и нашедшие свое отражение в концепции устойчивого развития.

Гармонизация подходов управления безопасностью (управления риском) и нормативно-правовых основ системы управления, существующих в РФ и за рубежом, представляет собой первоочередную задачу для нашей страны и может иметь принципиальное значение как для обоснования приоритетов экологической политики, следовательно, рационального и эффективного вложения средств на снижение загрязнения окружающей среды и максимальное уменьшение риска, так и для создания благоприятного инвестиционного климата в отношении России.

 

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЦЕНТР ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
Материалы
Всероссийской конференции
По экологической безопасности
(Москва, 4-5 июня 2002 года)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

Под редакцией В.В. Куценко и А.В. Яблокова
МОСКВА 200 г.
264 с.