Последнее обновление: 7 апреля 2017 г.
Главная страница
Новости
Наши работы
последних лет
Нанотехнологии
Климат-среда-здоровье
Города - риск
Наши публикации
Словарь терминов
Библиография
Документы
Конференции
Базы данных
Наши партнёры
Translation

 

 Новости

Наши работы последних лет >>>
Карта работ, выполненных АНОНЦ "Окружающая среда-риск-здоровье" >>>
Второй оценочный доклад Росгидромета об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации >>>

Наша публикация совместно со шведскими коллегами - лучшая статья года журнала "Epidemiology" >>>

Автономная некомерческая организация науки -Центр "Окружающая среда - Риск - Здоровье" в 2014 г. прошла процедуру сертификации >>>

Борису Александровичу Ревичу 70 лет >>>
Добавлена информация по оценке риска для города Пермь >>>
Экономические механизмы сокращения выбросов парниковых газов >>>

Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

 

Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Главный государственный
инспектор
Российской Федерация по охране природы
№25 от 10.11.97 №03-19/24-3483 от 10.11.97

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

"ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ РИСКА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

В соответствии с Законами Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране окружающей природной среды" в Российской Федерации проводится большая работа по анализу и предупреждению вредного влияния факторов окружающей среды на здоровье населения. В органах и учреждениях госсанэпидслужбы и госкомэкологии на основании Постановлений Правительства Российской Федерации развиваются социально-гигиенический мониторинг и единая государственная система экологического мониторинга; совершенствуется совместная деятельность по оценке влияния среды обитания на здоровье населения при проведении экологической и гигиенической экспертиз, паспортизации объектов экономики, подготовке докладов и планов действий по охране окружающей среды, здоровья населения и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Вместе с тем, недостаточная унификация методических приемов, применение неадаптированной к российским условиям методики оценки риска, использование ее недостаточно квалифицированными экспертами может привести к неадекватным и не сопоставимым результатам, нежелательным противоречиям со сложившейся теорией и практикой государственного санитарно-эпидемиологического надзора и государственного экологического контро-тя, управления качеством окружающей среды и здоровья населения.

Вместе с тем в деятельности органов и учреждений госсанэпидслужбы и госкомэкологии практически не используется методика оценки риска загрязнения окружающей среды для здоровья населения, которая в последнее время широко применяется в США и других странах мира. Результаты работ по использованию методики оценки риска, выполненные в ряде регионов России (гг. Ангарск, Волгоград, Пермь, Череповец и др.) при поддержке Агентства Международного Развития США и Проекта по управлению окружающей средой, финансируемого за счет займа Международного Банка Реконструкции и развития указывают на необходимость ее внедрения в Российской Федерации. Методика оценки риска может быть с успехом использована для целей социально-гигиенического мониторинга, экологической и гигиенической экспертиз, экологического аудита, определения зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации, государственного экологического контроля, обоснования планов действий по охране окружающей среды и здоровья населения.

К преимуществам данной методологии относятся возможность ранжирования вредных факторов по реальной и прогнозируемой опасности для здоровья населения в конкретных условиях, ранжирования территорий и групп населения по уровню этой опасности, определения количественного или относительного ущерба здоровью от загрязнения окружающей среды.. Результаты оценки риска позволяют определять целесообразность, приоритетность и эффективность природоохранных и санятарно-гигиенических мероприятии, направленных на снижение неблагоприятного воздействия окружающей среды на здоровье населения.

В целях гармонизации, адаптации и унификации методологии оценки риска и создания оптимальных условий ее использования в практике управления окружающей средой и здоровьем населения, ПОСТАНОВЛЯЕМ:

1. Установить, что, проводимые в соответствии с законодательством Российской Федерации государственный санитарный надзор и государственный экологический контроль, экологическая и гигиеническая экспертизы, экологический аудит, экологическая и гигиеническая паспортизация, определение зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации, социально-гигиенический мониторинг в части оценки воздействия окружающей среды на здоровье населения осуществляются с использованием методологии оценки риска загрязнения окружающей среды здоровью населения, утвержденной Главным Государственным санитарным врачом Российской Федерации.

2. Работы, связанные с оценкой риска здоровью населения, выполняются аккредитованными Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России в установленном порядке органами, учреждениями и организациями.

3. Утвердить Положение об оценке риска в Российской Федерации и "Основные направления адаптации и внедрения в Российской Федерации методологии оценки риска загрязнения окружающей среды здоровью населения "(приложение).

4. Департаменту Госсанэпиднадзора Минздрава России, управлению государственного экологического контроля и безопасности окружающей среды в соответствии с п.1. настоящего Постановления подготовить предложения о внесении изменений в Положение "О социально-гигиеническом мониторинге", "О государственном экологическом контроле", "Об экологическом аудите", "О критериях оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия" и в другие нормативные и распорядительные документы Минздрава России и Госкомэкологии России.

5. Образовать до 31.12.97 г. Межведомственную Комиссию по организации работ и использованию оценки риска в задачах управления охраной окружающей среды и здоровья населения. 6. Предприятиям, организациям и учреждениям независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также иным юридическим и. физическим лицам при проведении работ, указанных в п.1., обеспечивать предоставление имеющейся информации для оценки риска организациям, аккредитованным в установленном порядке. 7. Центрам Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации и территориальным госкомитетам по охране окружающей среды довести настоящее Постановление до сведения органов законодательной и исполнительной власти, предприятий, учреждений и других заинтересованных организаций и обеспечить использование методологии оценки риска при осуществлении деятельности указанной в п.1.

Контроль за исполнением настоящего постановления оставляем за собой.

 

Главный государственный
санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко
Главный государственный
инспектор
Российской Федерация
по охране природы А.А. Соловьянов

 

Приложение № 1

Положение

О порядке оценки риска загрязнения окружающей среды здоровью населения
в Российской Федерации.(оценка риска)

I. Общие положения.

1. Оценка риска является одним из действенных методов анализа влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения.

2. Методика оценки риска используется в системе социально-гигиенического мониторинга, при экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе, экологическом аудите, экологической и гигиенической паспортизации, определении зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации, обосновании приоритетных мероприятий в Планах действий по охране и гигиене окружающей среды и оценке их эффективности.

3. Результаты оценки риска не используются для изменения платежей в "экологические фонды, при применении санкций органами госнадзора и не заменяют установленных федеральных гигиенических и экологических нормативов.

4. Оценка риска осуществляется по утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации методам специалистами с высшим медицинским образованием (гигиенист, токсиколог, эпидемиолог), прошедшими специальную подготовку и имеющими практический опыт применения методики оценки риска, с привлечением специалистов других ведомств.

5. Аккредитация организаций и специалистов для целей проведения работ по оценки риска осуществляется Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России или по его поручению специально уполномоченными учреждениями Госсанэпид службы.

6. Работы, связанные с оценкой риска, подготовкой специалистов, аккредитации учреждений осуществляются за плату. Финансирование деятельности по адаптации и унификации . методики оценки риска осуществляется .за счет бюджета; использования средств международных, федеральных и региональных Программ и Проектов по охране окружающей среды и здоровья населения; экологических и других фондов;

международных и национальных грантов; других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

I. Внедрение методики оценки риска в Российской Федерации.

1. Работа по внедрению системы оценки риска осуществляется поэтапно, по мере адаптации к российским условиям методики оценки риска, применяемых в других странах, её унификации и обучения специалистов:

1.1. Первый этап (1997-1998 г.г.) - обобщение результатов опыта применения методики оценки риска в России, осуществленного при участии Агентства Международного развития США и Проекта по управлению окружающей средой, финансируемого за счет займа Международного Банка Реконструкции и Развития;

адаптация методики в базовых регионах (Вологодская, Пермская. Свердловская области, г. Москва и др. ) и подготовка программных продуктов по её применению; разработка временных методических указаний по использованию методики оценки риска ; оценка риска силами экспертов Федерального центра по заявкам заказчиков.

1.2. Второй этап (1998 - 2000 г.г.) - апробация методики, обучение специалистов в других регионах, в первую очередь на территориях с неблагополучной экологической и санитарно-гигиенической ситуацией, с развитой системой социально-гигиенического мониторинга; подготовка пакета распорядительных и методических документов по оценке риска;

оценка риска силами подготовленных экспертов Федеральной и Региональных центров по заявкам заказчиков.

1.3. Третий этап (2000-2005 г.г.) - внедрение методики оценки риска во всех регионах России, проведение научно-исследовательских работ по совершенствованию методологии оценки риска.

2. Для разработки российской модели методики оценки риска, подготовки специалистов по её апробации и внедрению в регионах России в системе госсанэпидслужбы образуются специальные подразделения, в том числе на Федеральном уровне

отдел по оценке риска в Федеральном центре Госсанэпиднадзора Минздрава России (ФЦГСЭН), на Региональных уровнях - соответствующие подразделения в базовых центрах Госсанэпиднадзора в Свердловской, Пермской областях, в городах Москве и Череповце.

3. Для адаптации методики оценки риска к российским условиям, накопления опыта работы и до разработки унифицированной методики допускается использование методологии оценки риска, разработанной Агентством по охране окружающей среды США, с участием опытных экспертов.

4. Центры Госсанэпиднадзора и комитеты по охране окружающей среды в субъектах Федерации, другие заинтересованные организации ежегодно ( к 1 ноября текущего года) подают заявку на следующий год в Федеральный центр на проведение работ и подготовку специалистов по оценке риска по установленной форме.

5. Отдел по оценке риска ФЦГСЭН ежегодно составляет план внедрения и использования методики оценки риска, включая подготовку специалистов, рекомендует экспертов для проведения работ и извещает об этом заинтересованные организации.

6. При необходимости проведения внеплановых работ по оценке риска ( экологическая и гигиеническая экспертизы. экологический аудит и др.) заявка по установленной форме направляется в ФЦГСЭН за 3 месяца до срока проведения оценки риска.

II. Взаимодействие и координация работ по оценке риска.

1. Оценка риска и использование её результатов является комплексным, межсекторальным процессом с участием многих заинтересованных организаций и учреждений.

2. Основными участниками и пользователями оценки риска являются:

2.1. Органы государственной власти различного уровня (лица принимающие решения) - принятие решения об оценке риска,

финансирование работ; выбор мероприятий (в т.ч. первоочередных) по охране окружающей среды и здоровья населения на основании оценки риска; принятие правовых актов, распорядительных и нормативно-методических документов.

2.2. Органы и учреждения Минздрава России, Российской академии медицинских наук и госсанэпидслужбы - ведение социально-гигиенического мониторинга; проведение гигиенической экспертизы и гигиенической паспортизации; подготовка докладов о санэпидобстановке; участие -в экологическом аудите, в подготовке Проектов и Программ по охране окружающей среды; идентификация загрязнителей окружающей среды, оценка экспозиции и зависимости эффекта воздействия от дозы, характеристика риска, подготовка предложений по охране окружающей среды и здоровья населения, научно-исследовательские работы по адаптации и совершенствованию методики оценки риска.

2.3. Органы и учреждения Госкомэкологии России государственный экологический контроль, экологическая экспертиза, экологический аудит, определение зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия; подготовка и реализация Проектов и Программ по охране окружающей среды, ведение экологического мониторинга , выработка предложений по управлению риском, инвентаризация источников выбросов и загрязняющих веществ.

2.4. Органы и учреждения Росгидромета - планирование и осуществление контроля за загрязнением окружающей среды;

совершенствование методов контроля и учета метеорологических параметров, математических расчетов, по распространению выбросов, адаптированных к методологии оценки риска.

2.5. Органы и учреждения Минресурсов России, других организаций природно-ресурсного блока - контроль за загрязнением и охраной вод; разработка и реализация Программ улучшения качества воды, инвентаризация сбросов, мониторинг и математические . модели расчетов загрязнения водных объектов; загрязнение почвы, и др.

2.6. Другие министерства и ведомства, объекты экономики, вне зависимости от форм собственности - организация и финансирование работ, инвентаризация выбросов и сбросов, мониторинг загрязнения окружающей среды, использование методики оценки риска при реконструкции (строительстве) объектов, экологическом аудите, гигиенической и экологической паспортизации, составлении Программ и Проектов по гигиене окружающей среды.

3. В работе по оценке риска, распространении и использовании её результатов принимают участие общественные организации.

4. Для координации работ по оценке и управлению риском, организации деятельности по подготовке научно-методической базы и экспертизе результатов оценки риска, имеющих федеральное значение Минздравом России и Госкомэкологии России, с участием заинтересованных министерств и ведомств создается Межведомственная комиссия по оценке риска. Сопредседателями являются представители Минздрава России и Госкомэкологии России.

5. Деятельность по изучению опыта других стран, апробации и адаптации методики оценки риска в России проводится в тесном контакте с различными международными и зарубежными организациями, занимающимися проблемами оценки риска, в том числе: Всемирная организация здравоохранения. Программа ООН по химической безопасности, Агентство международного развития США, Международный банк реконструкции и развития и другие.

 

Приложение № 2

Основные направления адаптации и внедрения в Российской Федерации методологии оценки риска загрязнения окружающей среды здоровью населения (оценка риска).

I. Мероприятия по апробации и адаптации методики оценки риска

1. Разработать и утвердить Положение об отделе по оценке риска в Федеральном центре Госсанэпиднадзрра Минздрава России.

Ноябрь 1997 г.

2. Разработать и утвердить Положение о межведомственной комиссии по оценке и управлению риском.

Декабрь 1997 г.

3. Подготовить и направить в ЦГСЭН и другие заинтересованные организации Информационное письмо Минздрава России об основных положениях методологии оценки риска и её использованию в системе социально-гигиенического мониторинга (СГМ).

Октябрь 1997 г.

4. Подготовить обоснования по получению грантов международных организаций для адаптации методологии оценки риска и её внедрения в России.

Сентябрь-Октябрь
1997 г.

5. Совместно с Компонентом “Экологическая эпидемиология” завершить апробирование Пилотного Программного комплекса по оценке риска загрязнения атмосферного воздуха здоровью населения в г. Череповце.   Подготовить методические рекомендации для пользователей.

IV кв. 1997 г.

6. Подготовить временные методические указания по оценке экспозиции факторов окружающей среды.

IV кв. 1997 г.

7. Подготовить Положение о порядке аккредитации организаций и специалистов по работе, связанной с оценкой риска.

I кв. 1998 г.

8. Утвердить временное руководство по оценке риска воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения .

I кв. 1998 г.

9. Утвердить временную инструкцию по характеристике риска воздействия химических веществ на здоровье населения, анализу неопределенностей и определению сферы применения результатов оценки риска.

II кв. 1998 г.

10.Подготовить рамочное соглашение между  различными министерствами, ведомствами и организациями по взаимодействию в деятельности по оценке, и управлению риском.

II кв. 1998 г.

11.Определить базовые центры для апробации и опытного внедрения методологии оценки риска.

II-IV кв. 1998 г.

12. Подготовить учебные программы и планы подготовки кадров по оценке риска.

III кв. 1998 г.

13.Разработать программный комплекс и методические рекомендации по его использованию в системе СГМ для оценки многофакторного риска здоровью населения в Свердловской и Пермской областях (совместно с компонентом "Экологическая эпидемиология" ПУОС).

IV кв. 1998 г.

14.Внести изменения в действующую нормативную и методическую документацию с учетом оценки риска при проведении гигиенической и экологической паспортизации, экспертизе, экологическом аудите, определении зон экологического бедствия и др.

IV кв. 1997 г.-
IV кв. 1998 г.

15.Провести совещание с представителями заинтересованных организаций по внедрению системы оценки риска в России.

IV кв. 1998 г.

16.Организовать постоянно-действующие курсы для  подготовки специалистов по оценки риска.

IV кв. 1998 г.

 

II. Мероприятия по внедрению и использованию методики оценки риска.

1. Организовать рабочие группы на Федеральном и Региональном уровнях (базовые территории) для 2000г. разработки методической базы и практического использования методики оценки риска.

II кв. 1998 г. - 2000 г.

2. Создать центры по оценки риска в 10-12 субъектах  Российской Федерации.

1998-2000 г.г.

3. Организовать и провести региональные семинары и  совещания по оценке и управлению риском.

1998-2000 г.г.

4. Подготовить методические рекомендации по  идентификации опасностей и выбору приоритетных загрязняющих веществ.

III кв. 1998 г

5. Разработать методические рекомендации по применению референтных доз и факторов канцерогенного потенциала при оценке риска.

II кв. 1999 г

6. Утвердить методические указания по применению , оценки риска в деятельности госсанэпидслужбы, в том числе в системе социально- гигиенического мониторинга.

III кв. 1999 г

7. Создать и развить федеральный специализированный токсикологический банк данных, ориентированный на оценку риска. Организовать его филиалы (отделения) в регионах России

1998-2000 гг.
1999-2005 гг.

8. Разработать математическую модель оценки экспозиции с учетом существующей в России системы сбора гидрометеорологической информации.

1998-1999 гг.

9. Утвердить методические указания по использованию расчетных и фактических концентраций загрязняющих веществ .при оценке риска.

1999 г.

10.Разработать перечень стандартных факторов экспозиции, сценариев и методов воздействия и рекомендаций по использованию мультимедийной и многофакторной модели экспозиции.

1999 г.

11.Утвердить методические указания по характеристике риска воздействия химических веществ на здоровье населения.

1999 г.

12.Разработать российский перечень референтных доз и сопоставительного анализа отечественной и зарубежной нормативной базы.

1998-2000 гг..

13.Разработать методические рекомендации по обоснованию параметров канцерогенного риска.

1999 г.

14.Разработать компьютерную систему сбора и анализа информации по состоянию окружающей среды и  здоровью населения, оценки зависимости "доза -ответ" и характеристики риска (совместно с компонентом "Экологическая эпидемиология" ПУОС)

1998-1999 гг..

15.Разработать методические указания по установлению критериев необходимости оценки риска, анализу неопределенностей, формам отчетности и распространения результатов оценки риска.

1999 г..

16.Подготовить и утвердить пакет нормативно-методических документов по оценке риска.

IV кв. 2000 г.

17.Разработать программу по использованию и совершенствованию системы оценки риска в Российской Федерации на 2001-2005 г.г.

IV кв. 2000 г.